70 лет Победы

Детская страничкаВянок Дрыбіншчыныэтнографическая комната Черневка


Праздники Беларуси 

    Народные промыслы - Лаптеплетение


Лапти    Если вас спросят, чем славится Дрибинщина, то первое, что придет на ум, это валенки. Теплая, добротная обувь из овечьей шерсти, изготовленная руками мастеров-шаповалов. Брэнд с многолетней историей и знаком качества. В таких сапогах в лес за дровами, на рыбалку и охоту иди уверенно — ногам тепло. Мороз не страшен, проверено не единожды! Но если о валенках в деревне никогда не забывали, то про другую обувь, не менее уникальную и неоспоримо более древнюю, в наших краях уже давно не слышно.

       Вместе с рассказами стариков ушли из обихода лапти, которые раньше плели едва ли не в каждом деревенском доме. Удобные, прочные, не стоившие крестьянину и его семье ни копейки, а оттого повсеместно распространенные, сегодня их можно увидеть только в музейной экспозиции.

       В агрогородке Коровчино сегодня налажен процесс по возрождению интереса к обуви наших предков. Здесь открыт Дом ремесел, у истоков работы которого стоялатраур, член Белорусского союза мастеров народного творчества. Желающие — взрослые и дети — могут научиться здесь делать изделия из бисера, лозы, соломки, вышивать.

      Технология плетения лаптей для коллектива - проект относительно новый Л.Закликовская - в котором младшим научным сотрудником является Валентина Михайловна Павлюк. Валентина Михайловна, краевед, много лет преподававшая в школе историю, увлечена им всерьез. В материалах проекта есть много интересного. Лапти в странах Восточной Европы — самая древняя обувь. Исследования ученых свидетельствуют, что они появились еще во времена неолита. Сам термин встречается уже в письменных источниках X века. Носили лапти вплоть до середины прошлого столетия, главным образом крестьяне. Обувь эта была очень удобной, легкой, просторной, "дышала", а ноги ее не чувствовали. В частности, потому, что лапти делали из природного, экологически чистого материала с соблюдением необходимых правил. В восточных районах Беларуси наиболее распространенным сырьем являлось липовое лыко. Лапти из него считались самыми прочными и мягкими.

      Лыко, крестьяне заготавливали, по-простому — драли, весной, когда тронется сок, и до середины лета. Искали молодые деревца, которые тянутся к свету в зарослях липняка и угнетают друг друга. Стволы их тоньше чайного стакана — в рюмочку, длина — от метра и более. Поросль срезали далеко не всю. Прут не должен был иметь дополнительных побегов. Его разрезали ножом вдоль, и аккуратно, чтобы кора не дала трещины, снимали. Лыко скручивали в объемный моток и прочно связывали. В сухом, хорошо проветриваемом помещении, в таком виде его можно было хранить много лет.

     Легко ли сплести пару лаптей? В прежние времена это делали даже дети — умение передавалось от старших младшим и не нуждалось в описаниях. Работники Дома ремесел прежде, чем взяться за лыко, экспериментировали с крафт-бумагой. А мастер-класс для них проводили старожилы. Для изготовления лаптей требуются инструменты. Острый нож, костяная либо деревянная спица, "цугаю" — тонкие очищенные прутики, иногда колодка — для плетения лаптей с глубоким носком. Но описать процесс словами невозможно — тонкости плетения нужно видеть, только так можно во всем разобраться. Что интересно: подобно различным моделям современной обуви, свой фасон имеют и лапти.

     Простейшие из них, распространенные, в частности, на Могилевщине, назывались "шчарбаю". Они неглубокие, почти одна подошва, без головок и задников, с каждой стороны — пара узких петель для продевания обор — завязок из пеньки, конского волоса, шерсти, ремня.

     Лапти с открытым верхом носка — "зрачыя", носили на Полесье и в некоторых районах центральной Беларуси. Способом изготовления и внешним видом отличались от простых лаптей "пахлапж" и "коверзж" — плетеная обувь, которая встречалась преимущественно в восточных районах Беларуси. Это были более прочные и красивые лапти, которые надевали для выхода "в люди", на кирмаши и в церковь. При изготовлении "похлопней" темная поверхность коры предварительно счищалась. Благодаря этому они имели нарядный белый цвет. Носки похлопня были сравнительно высокие. Боковые стороны имели высоту от 2 до 5 сантиметров. На них в правильном чередовании были сделаны ушки. Кроме того, в таких лаптях имелись задники.

     "Коверзж" — глухие лапти — делались из более узких ровных лыковых полос, иногда на специальной колодке. Они имели более глубокие носки по сравнению с простыми. В коверзнях делалась двойная либо тройная подошва, которая иногда для прочности подшивалась изнутри паклей или переплеталась тонкими веревочками. Впрочем, для современного человека не только то, как плести лапти, но и то, как их обуть, целая наука. Момент важный, ведь это же не туфли — завязал шнурки и пошел...

       Здесь следует упомянуть про онучи — прямоугольные куски ткани длиной около полуметра и шириной около 40 см, которые оборачивали вокруг ноги. В зависимости от времени года они были портяные либо суконные. Первые носили по теплу. Суконные — в морозы и слякоть.

Завязывание ОнучейПри подвязывании лаптя длинная обора продевалась в ушки с таким расчетом, чтобы около пятки образовались большие петли и оставались два равных по длине конца. Обернутую онучами ступню ноги ставили в лапоть и затягивали петлями накрест в самом подъеме. Затем онучей обертывалась и завивалась оборой икра ноги. При этом женщины завязывали оборы сравнительно высоко, а мужчины — совсем низко, у самой ступни.

     А какие лапти предпочитали крестьяне на Дрибинщине? Типичными в наших местах были лапти из липового лыка с открытыми носами и пяткой, по энциклопедическим данным их относят к типу "зрачыя". Для прочности и тепла подошву подплетали, например, пеньковыми веревками, выкладывали стельки из соломы или сена, подкладывали сено внутрь под онучи. Опрашивая старожилов, мы пришли к выводу, что в качестве сырья наилучшим спросом пользавалось длинное лыко из Темного Леса, которое развозили по деревням на продажу.

    Впрочем, товаром было не только лыко, но и сами лапти. К примеру, те же "парадно-выходные" похпопни хорошо получались не у всех. А после войны жители Коровчино носили лапти даже под Могилев — меняли на продукты. В наше время хорошего мастера по плетению лаптей найти сложно.

    Именно поэтому одной из своих задач на сегодняшний день работники Коровчинского Дома ремесел считают освоение мастерства плетения лаптей. В Коровчино работает кружок для детей с говорящим за себя названием — "Лапоточек". Работы старожилов, у которых специалисты брали консультации, были представлены на областных и международных выставках. В.М. Павлюк выступала с докладом об уникальной обуви на научно-практической конференции, посвященной ремеслам Могилевщины.

     Традиции предков следует помнить. И, как бы странно это не звучало, интерес к лаптям у людей есть. Отчасти, как к сувениру, обуви для сценических костюмов и отдыха на природе — медики рекомендуют ходить в лаптях пожилым людям и беременным женщинам. В российском Суздале уже стал традиционным праздник лаптя "Суздальская верста", на который съезжается несколько тысяч участников и зрителей из разных городов и стран зарубежья. В программе: забеги в лаптях на версту — 1076 метров, и конкурсы: набивание мяча, прыжки в длину в лаптях, бег с вязанками дров и другое. Самое интересное — vip-забег в лаптях, в котором участвуют мэры российских городов.

   В Великом Устюге, на родине Деда Мороза, лаптю установили памятник. Думается, что у этого творения рук человеческих не только интересное прошлое, но и достойное
будущее.

  Библиография:

Тетерин, М. Для чего деды лыко драли... / Максим Тетерин  //  Савецкая вёса. – 2011. – 9 красавіка. – С. 8.

    


РИИЦПЦПИв помощь специалисту


aids

 

«Не лыкам шытыя...» : бібліяграфічны спіс літаратуры / Дзяржаўная ўстанова культуры «Дрыбінская бібліятэчная сетка», Кароўчынская бібліятэка-філіял ; [складальнік Н.У. Кулікоўская ; рэдактар Л.В. Дзямідава ; адказны за выпуск М.А. Сакалова]. — Дрыбін : Кароўчынская бібліятэка-філіял, 2015. — 4 с.

Скачать

 

 

 
Яндекс.Метрика